Директор хоккейной школы «Сочи» рассказал про свой переезд из Челябинска, оценил привлекательность региона для развития детского хоккея и отметил важность развития личности ребенка.
«Трактор», переезд в Сочи
– Семь последних лет вы возглавляли школу «Трактор». Теперь работаете в «Сочи». Как это получилось?
– Весной в Челябинске поменялось руководство клуба, со мной расторгли контракт директора и предложили поработать тренером – я взял паузу. Примерно в это же время «Сочи» запустил проект собственной школы и мне позвонил Сергей Гомоляко. Это было замечательное предложение, привлекательное. Потом я прилетел на встречу с Сергеем Воропаевым, мы познакомились, обсудили все детали и быстро договорились. Благодарен «Сочи» за приглашение. Новый проект, новый город, начинаем с нуля (с самых маленьких, у нас есть дети, которые впервые встали на лед) – все очень интересно.
– В Челябинске и Сочи – абсолютно разные системы. «Трактор» – это больше 70 лет серьезной истории, «Сочи» – молодой клуб, которому всего пять лет. Насколько быстро вы привыкли к новым условиям?
– С первого дня. Мы работаем вместе: школа, руководство клуба, офис. У нас полное взаимопонимание, во многих вопросах я был приятно удивлен – как они организованы и качественно решаются. Уверен, здесь все всерьез и надолго, я очень хочу увидеть своими глазами, как дети, которые сейчас у нас занимаются, станут выпускниками, подпишут свои первые контракты с «Сочи» и сыграют в КХЛ.
– В чем главное отличие работы в Сочи от работы в Челябинске?
– Собственно вот в этом: в Челябинске – одна из самых известных школ в стране, команды семи возрастов играют в чемпионате России, есть филиал «Белые Медведи», есть задачи побеждать в каждом матче, в каждом турнире, в городе множество других школ; в Сочи – все только начинается.
– Судя по видео вашего первого льда, школе «Сочи» не хватает человек вроде Перегудова (тренер хоккейной школы «Трактор» - прим. авт.), такого, который любит повозиться с малышами.
– Такого, как Виктор Михайлович, наверное, больше нигде не найти. Он один в своем роде. Но я не стану скрывать: мы используем его опыт в своей работе. Главное – чтобы детям было интересно, и они с удовольствием приезжали на следующие тренировки. Тренеры подбирают такие упражнения, чтобы детям было интересно и комфортно, чтобы на каждом занятии они делали шажок вперед. У нас больше двадцать ребят на первое занятие на льду вышли с упорами. Через две недели – уже самостоятельно катались, с клюшками.
– Будете активно использовать челябинский опыт?
– Безусловно. Но не только. Например, программы ФХР, «Красную машину». Мы все время в поиске, хотим все самое лучшее дать детям здесь.
– Вы очень хорошо знаете детско-юношеский хоккей в России. Какие системы вам нравятся?
– С точки зрения организации процессов – в ЦСКА, Казани, Омске, Подольске, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Магнитогорске и Череповце. В последнее время очень сильно вырос уровень в СКА. Их Академия впечатляет. Там несколько школ, профессиональное руководство, современные системы работы, есть результаты. В целом конкуренция высока и это хорошо, это развивает наш хоккей.
Развитие юных хоккеистов, школа ХК «Сочи»
– Уже успели оценить привлекательность региона для детского хоккея?
– Разумеется. Здесь созданы очень хорошие условия. Только в олимпийском парке восемь катков. Есть частные и муниципальные школы. Даже наличие такого количества создаст необходимую конкуренцию, а это – развитие.
– Кажется, есть проблема – в Сочи не так много жителей, как, например, в Москве, Санкт-Петербурге или Челябинске. Соответственно, меньше детей.
– Но ведь есть и хоккейные центры, где жителей также не так много, как в столице. Например, Магнитогорск или Череповец. Уверен, нужно говорить не о том, сколько жителей в городе, а о профессионализме, уровне работы, реализации всех общеобразовательных хоккейных программ. Если ребенок будет с удовольствием заниматься, развиваться и как хоккеист, и как человек – результаты придут.
– Акцент в работе школы «Сочи» делает именно на развитии ребенка как личности?
– Шире – на воспитании победителей на льду и в жизни. Мы основываемся на элементарной статистике. Из средней команды выпускается примерно 25 человек. Профессиональными хоккеистами из них становятся примерно десять. На самом высоком уровне играют один-два-три.
Остальные если и останутся в хоккее, то в других ролях. Либо им предстоит найти себя вне хоккея, вне спорта. В любом случае хоккейная школа в резюме – это очень хорошо. Значит, человек ведет здоровый образ жизни, адаптирован для жизни в коллективе, обладает специальными навыками. Все это мы и должны дать детям у себя в школе.
– У владельца «Краснодара» Сергея Галицкого есть идея готовить в клубной Академии не только игроков, но и тренеров. Это как раз о том, о чем говорите вы.
– Отличная идея. Человек, который с детства занимается каким-либо видом спорта, но по каким-либо причинам не смог стать большим спортсменом, изнутри знает тему, очень глубоко погружен в нее. Если подкрепить все это дополнительными профессиональными знаниями, на выходе можно получить специалиста очень высокого уровня. Если ты не добился выдающихся результатов в спорте, как игрок, из тебя вполне может получиться прекрасный тренер, генеральный менеджер, судья.
– Как найти баланс между задачей выигрывать и развитием личности ребенка?
– До определенного возраста вообще не надо думать о результатах. Например, для нас сейчас самое главное – привить детям любовь к хоккею, поставить им катание, сформировать игровое мышление.
У нас тренировки сейчас построены таким образом, что мы в основном уделяем внимание простым и подвижным играм в основном: догонялки, салочки, акробатика, гимнастика. Но дети знают, что основное – хоккей, вся эта работа принесет пользу именно в хоккее. Играем и шайбой, и теннисными мячами, и мячами из бенди, и мини-футбольным. Все для того, чтобы дети двигались, развивали игровое мышление. Сейчас важно увидеть, как они в целом понимают игру, главное на этом этапе – разносторонний и увлекательный процесс тренировок, постепенное развитие всех игровых качеств.
Я вообще сторонник такой системы, когда дети сориентированы на атакующий хоккей, на комбинационную игру с контролем шайбы, скоростью, обилием голов. Всегда побеждают играющие команды, они всегда зрелищнее.
– Школа «Сочи» в самом начале своей истории. На данном этапе очень многое строится на общении с родителями. Они у вас даже на тренировках присутствуют.
– Мы очень спокойно относимся к тому, чтобы родители присутствовали на тренировках. Сейчас даже думаем, как сделать всем желающим доступ вообще на все тренировки школы «Сочи». Общение действительно очень важно – по любым вопросам. Либо в личной беседе, либо по телефону. Работа с детьми должна быть совместной.
– Как будет развиваться школа?
– Прием в школу с шести лет, поэтому постепенно будем формировать новые команды, разных возрастных групп. Со временем, надеюсь, в Сочи появятся юниорская и молодежная команды, которые очень помогут нам в работе с детьми – выпускники будут видеть перспективу, оставаться в регионе, играть за эти команды.
Панарин, Войнов, Кузнецов
– Артемия Панарина в тринадцать лет признали бесперспективным в школе «Трактор», а сейчас он – на семилетнем контракте в «Рейнджерс». Как в работе школы избежать таких историй?
– Специфический момент. Не зря в хоккее есть поговорка про «найти своего тренера». У Панарина, наверное, не получилось на том этапе.
Как избежать таких историй? Как не терять звездочек? Если у ребенка не получается, нужно совместно решить, как выйти из ситуации. Послушать ребенка, поговорить с родителями, тренерами. И возможно рекомендовать игровую практику в другой школе/команде, ниже уровнем, где он мог бы быть лидером.
Вот так у Панарина и случилось – только без встреч, обсуждений и разговоров. Сначала он перешел в школу «Сигнал», потом уехал в «Витязь» и вырос в отличного хоккеиста.
– В вашей практике были игроки, которые были очень хороши в школе, но не пробились в большой хоккей?
– Владислав Шарипов из «Трактора»-1997. Он подавал большие надежды, но потом уехал в Канаду и это решение было неверным. Там что-то пошло не так, начались травмы, он вернулся и в двадцать лет закончил карьеру.
В целом таких историй немало. Есть хоккеисты, которые в школе играли за сборные России разных возрастов, а сейчас не могут пробиться выше ВХЛ, но от них продолжают ждать чего-то большего.
– А наоборот?
– Конечно, примеров очень много. Денис Зернов. До определенного возраста был лидером, потом в силу физических кондиций сдал. Его в «Тракторе» даже в молодежную команду не хотели брать. Катание, руки, мышление игроков – были отличными. Но физическое развитие в школе его притормозило, ему тяжело было с ребятами, которые окрепли, сжирали его в единоборствах. Он уехал в молодежку «Лады», получил там игровое время. Сейчас он игрок сборной и «Авангарда», один из лучших нападающих России.
– Еще одна глобальная проблема – отъезд молодых игроков в Северную Америку. Как ее решить?
– Все через объяснения и разговоры. На протяжении работы в школе. Тренеры должны показывать и объяснять, что отъезд за океан – не единственный вариант состояться в хоккее. На самом деле, есть простая статистика – процент пробившихся в НХЛ из молодежных и минорных североамериканских лиг крайне мал.
– В этом вопросе очень важен PR в России, даже пропаганда в хорошем смысле этого слова. Важно показывать, что пробиваются единицы, что статистика говорит сама за себя. Есть Войнов, выигравший два Кубка Стэнли после трех лет в АХЛ, а есть десятки, даже сотни тех, кто ни к чему не пришел в Северной Америке.
Когда мы говорим про Войнова, обязательно нужно вспомнить еще и то, что уже в шестнадцать он играл у Цыгурова в «Тракторе», в этом же возрасте поехал на свой первый молодежный чемпионат мира, после – провел еще один сезон в России, у Назарова. Слава уезжал в Северную Америку игроком основного состава «Трактора», но и ему потребовалось три года, чтобы пробиться в «Кингз».
Кузнецов уехал в Вашингтон после того, как полностью отработал свой контракт в России. Нестеров в Тампу – после финала Кубка Гагарина. Гусев в Нью-Джерси – из СКА, но до Питера он играл за маленькую «Югру». Вот идеальные примеры.
– И Войнов, и Кузнецов, которого вы тоже очень хорошо знаете, к сожалению, попали в очень неприятные истории. Кумиры для сотен мальчишек, начинающих свой путь в хоккее, вряд ли должны ассоциироваться с домашним насилием и наркотиками.
– Конечно. Но надо понимать, что все люди оступаются и учатся в основном на своих ошибках. А Слава и Женя очень публичные люди, поэтому в отношении них такой резонанс и такие последствия. Надеюсь, это урок не только для них. Тем, кто следит за Кузнецовым и Войновым, я бы сказал следующее: берите у них самое лучшее, вспомните путь Славы к победам, вспомните, как Кузя тренировался день и ночь в детстве, посмотрите, как и что они делают на льду. А эти истории… Нужно посмотреть на них и очень четко понять: так делать не надо.
А еще многое зависит от того, как с ребенком дома разговаривают родители. Через воспитание, разговоры, убеждение, что это нехорошо, что вредные привычки скажутся на физической форме, на понимании игры, на результате, на умственных способностях – через такую работу можно добиться всего.
– Кузнецов принял наказание. Но многие продолжают его жестоко критиковать. Видимо, от разочарования.
– Для меня это тоже очень неприятно. Но это неизбежные последствия таких ошибок для известного человека. Все ошибаются, ошибся и Женя, но сейчас его необходимо поддержать. Верю в него. Верю, что он еще принесет пользу нашему хоккею.