НОВОСТИ
События
03 СЕНТЯБРЯ, 2019, 9:49

Сергей Воропаев: «В «Сочи» все оценивается по плей-офф»

Генеральный директор ХК «Сочи» – о проекте клубной школы, работе с аудиториями, образовательной миссии хоккея в регионе и целях в КХЛ.

Генеральный директор ХК «Сочи» – о проекте клубной школы, работе с аудиториями, образовательной миссии хоккея в регионе и целях в КХЛ.

ШКОЛА

– Главный проект «Сочи» в сезоне – собственная детская школа. Расскажите, как родилась эта идея и как она была реализована?
– Все на самом деле на поверхности. Наша цель – сделать хоккей в Сочи своего рода образовательным проектом, на вершине которого – команда КХЛ. Было бы странно, если бы вся олимпийская инфраструктура работала только на клуб КХЛ. Школа – та основа, с которой все начинается. И я уверен, что на базе Олимпийского парка можно создать структуру ничуть не хуже хоккейного города в Санкт-Петербурге или, например, Академии в Казани.

Для меня вопрос образования детей – хоккейного или не хоккейного – самый важный. Если мы сможем сделать так, что у маленьких детей будет стимул заниматься хоккеем, получать хорошее образование – будет и отдача. Сочи развивается, хоккей – один из самых интересных способов привлечь сюда людей из других регионов.

– Директором школы стал Вячеслав Угрюмов, у которого огромный опыт на аналогичной должности в школе «Трактор» в Челябинске. Почему он?
– Мы выбирали достаточно долго. Наш подход был простым: нам был нужен опытный человек, так как новая школа – слишком специфический проект, требующий правильных реакций на определенные ситуации, правильно выстроенного контакта с родителями и общественностью. Было несколько кандидатур, но по разным причинам не сложилось. А затем, на наше счастье, если можно так сказать, произошли изменения в «Тракторе». Мы очень быстро отреагировали и буквально за два дня договорились с Угрюмовым. Челябинская школа дает фундаментальный во всех смыслах опыт.
Думаю, мы не ошиблись.

– Как «Сочи» будет развивать проект?
– Постепенно, мы никуда не спешим. Первый набор школы – около ста детей двух возрастов. Он завершился за неделю – и это показатель большого интереса к нашему начинанию. На следующий год добавим еще возраст, привлечем новых тренеров и решим все вопросы со льдом.

– Какова основная идея школы, например, через десять лет: результаты, свои воспитанники в основном составе «Сочи»?
– Отношусь к этому реалистично. Если школа будет работать честно и правильно, безусловно, и результаты будут, и воспитанники в КХЛ. Но это не главное. Главное другое – воспитать личность, сделать так, чтобы ребенок вырос всесторонне развитым человеком. Конечно, кто-то попадет в хоккей, в итоге будет играть на высоком уровне, но большая часть, мы это понимаем, будут обычными людьми. Важно, чтобы они в жизнь выходили подготовленными.

– Следующие шаги в создании полноценной системы на базе сочинского спортивного кластера – команды ВХЛ и МХЛ?
– Нужно быть объективным: как создавать и формировать команду МХЛ, если нет соответствующих возрастов школы? Сложно приглашать сюда детей, создавать условия для них, для родителей, если существует некоторое предубеждение: нет школы или школа маленькая, молодая – то это не традиционный хоккейный центр. Кроме того, по сравнению с большими городами мы объективно проигрываем в вопросе образования. Про МХЛ, мне кажется, можно будет думать, когда у нас появятся выпускники школы. Сейчас мы работаем с «Капитаном» и московской школой «Русь». Московский регион богат на таланты, там можно найти очень интересных игроков, если держать глаза открытыми. Для нас это оптимальное решение в данный момент. Но мы знаем, что хоккейный потенциал Сочи, региона с такой инфраструктурой, огромен. Ничуть не хуже, чем в больших хоккейных городах. Здесь возможно все: и сильная школа, и молодежная команда, и команда Высшей лиги.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ

– Зрительский интерес – один из самых важных пунктов рейтинга КХЛ. В прошлом сезоне на матчи «Сочи» приходило в среднем по 5700 человек. Вы довольны этими цифрами и динамикой за пять лет?
– Сказать, что я доволен, нельзя. Тем не менее, положительная динамика посещаемости есть. Клуб начинал свою историю сразу после Олимпиады и, конечно, аудитории было сложно переключиться с больших матчей сборных на матчи новой команды в КХЛ. Но за прошедшие пять лет мы все-таки увеличили посещаемость матчей «Сочи» примерно на тридцать процентов.

– Вам не кажется, что оценивать посещаемость по проценту заполняемости арены – не совсем верно, так как за этими цифрами много нюансов.
– Да, это не совсем объективно. Например, Сочи – не миллионный город. В разных городах заполняемость и посещаемость выше, но везде своя специфика. И мы обязательно придем к тому, что заполняемость арен на матчах «Сочи» будет на очень высоком уровне. Просто для этого объективно требуется время.

– Ни для кого не секрет, что многие клубы повышают процент заполняемости раздачей бесплатных билетов, и поэтому, кажется, что Лига в этой истории должна сместить акценты на бизнес: важно, сколько клуб продал билетов и абонементов, то есть – сколько заработал, а не сколько человек в итоге пришли на матч, не процент заполняемости.
– На мой взгляд, раздача бесплатных билетов в том виде, о котором мы говорим, в профессиональной лиге существовать не должна. Клубам нужно продвигать культуру похода на хоккейный матч. Люди должны понимать, что хоккей – затратное мероприятие, это некое развлечение, очень похожее, например, на концерт, куда идут сознательно потратить деньги. К сожалению, у многих еще достаточно крепки представления о том, что хоккей – что-то бесплатное или очень дешевое.

У меня нет информации о том, сколько и где раздают бесплатных билетов. Могу поделиться нашей моделью. Мы с удовольствием бесплатно приглашаем на матчи наших социальных партнеров, образовательные организации, детей из «Сириуса» и инвалидов – в рамках специальных партнерских программ клуба. Но назвать это бесплатной раздачей билетов, конечно, нельзя. В остальном мы сознательно держим линию: хоккей – это не бесплатно, да, доступно по цене, да, со скидками, но все-таки за деньги. И при этом мы понимаем, что билеты для сочинцев – не основная часть расходов, больше тратится на одну только дорогу, не говоря о парковке, еде, атрибутике.

– Клуб активно исследует аудитории и в последнее время делает ставку на туристическую. Как вы к этому пришли?
– Здесь тоже все вполне очевидно. Сочи – курортный город, основные доходы населения – в этой индустрии. Конечно, с этим нужно работать. Туристическая аудитория на матчах «Сочи» серьезно возросла за последние три года. Если раньше, например, новогодние праздники с наплывом туристов в Красную поляну никак не сказывались на посещаемости матчей «Сочи», то сейчас даже на нетоповых матчах в начале января мы собираем по десять-одиннадцать тысяч. Причем, без специальных акций с нашей стороны. Это говорит о том, что люди в свой отдых встраивают хоккейный календарь. Это очень приятно, что хоккей в Сочи стал знаковым мероприятием. Приехали покататься на лыжах, есть игра – значит, идем.

Плюс идет приток населения в Сочи, из традиционных хоккейных городов. И это наша основная болельщицкая база на сегодня. Кто-то болеет за свои клубы, когда они приезжают, а в обычной жизни – за «Сочи», кто-то уже только за нас. Это очень важный факт. Растет интерес и у местной аудитории.

За последние пару лет клуб стал более характерным, более боевитым, что заметно в первую очередь по плей-офф. Несмотря на наши скромные возможности, мы всегда кусаемся, никому ничего просто так не отдаем, это люди ценят.

– Субтропический климат – одна из главных проблем в работе клуба со зрителями.
– Объективно существуют некоторые сложности. Не хочется жаловаться, но они есть. Есть природный фактор – сезон дождей. Время от времени хочется прийти на арену из дома пешком, но… доходишь до перекрестка – ты мокрый, с ног до головы. Потом возвращаешься, переодеваешься в сухое, приезжаешь на арену на машине – а там пять тысяч на трибунах. И понимаешь, значит, интересно людям.

Есть фактор транспортной доступности – не все могут близко подъехать к арене. У владельцев абонементов, да, есть парковки, но сам подъезд не очень удобный, узкий – так или иначе нужно идти к арене. К этому пока не очень привыкли, в большинстве городов парковки, подъезды расположены близко. Стараемся выходить из этого положения, договариваемся с городом о дополнительных специальных маршрутах, в дни матчей упрощаем движение по Олимпийскому парку, что можем делаем и вырабатываем культуру похода на стадион именно в Сочи, где есть свои особенности.

Понятно, что в любом городе есть сложности, но в Сочи привыкли, что все близко и удобно, а на хоккей без пробок из самого Сочи добираться сорок минут. Вроде бы ничего такого – ни для Москвы, ни для, например, Челябинска, но…

Впрочем, несмотря ни на что интерес растет, что радует и даже немного удивляет.

– На посещаемости в ту или иную сторону может отразиться переход «Сочи» на канадские размеры площадки. С одной стороны – хоккей должен стать более зрелищным, с другой – особенности «Большого» таковы, что увеличилось расстояние от трибун до льда.
– Да, это важный момент. Может быть, только это нас и сдерживало от перехода на канадскую площадку три года назад. Но сейчас случилось то, что случилось. В ближайшем сезоне мы будем изучать весь опыт по этой теме – каким образом можно трибуны приблизить ко льду в нашем случае, как сделать просмотр матча для зрителей еще более комфортным. Будем смотреть и думать.

Мое личное мнение: настоящий хоккей – это когда люди сидят у стекол, хлопают по ним, качают их, не сдерживают эмоции. Если этого нет – атмосфера «прибивается» серьезно.

– Болельщики – одна из частей дохода любого профессионального клуба. В идеале. Но для КХЛ это все так же нереально.
– В любом случае к этому необходимо стремиться. Нужно делать то, что делаем мы и стараются другие клубы лиги. Предоставлять адекватный сервис – не только собственно хоккей, но и развлечения, то, что окружает игру. Безусловно, мы работаем в этом вопросе по всем направлениям, в том числе, думаем, как продвигать клуб и предоставлять различные сервисы на медийных платформах, которые сейчас востребованы. Все будет нормально, но это не быстрый процесс, просто потому, что такой культуры у нас еще нет, она еще только формируется.

КЛУБ

– В мае спортивным директором «Сочи» стал Сергей Гомоляко. Расскажите про это назначение.
– Мы всегда работаем над усилением всех позиций в клубе. Спортивный директор – ключевая фигура. Гомоляко – уникальный игрок, у него есть и тренерский, и менеджерский, и скаутский опыт. Человек коммуникабельный, с чувством юмора, прекрасно разбирается в современном хоккее, хорошо знает молодых игроков. Весь этот опыт и знания он нам и приносит. Я, наверное, даже не назову человека с таким всесторонним опытом на такой позиции в КХЛ.

– Как «Сочи» для себя определяет собственную идентичность?
– Уверен, что «Сочи» занял свое место в хоккейном мире. Необычная локация, сам клуб развивается и показывает интересный хоккей – это заметно по двум нашим последним сериям плей-офф. Никто уже не относится к «Сочи» снисходительно.

На мой взгляд, хоккей в Сочи должен быть образовательным центром, где соединены и хоккей, и развлечения, и развитие детей – самых разных возрастов. В идеале – все на базе нашего клуба. В отличие даже от крупных сибирских городов, где традиционно были фундаментальная наука и образование, Сочи никогда не был традиционным образовательным центром. В целом город небольшой, курортный, растянутый. Поэтому соединение хоккея и образования, я считаю, важно даже с точки зрения повышения привлекательности города.

– Вам стоит провести, например, «Зимнюю классику» на «Фиште»
– Может быть, кстати. Как раз новогодние праздники, много туристов в регионе.

– За пять лет у «Сочи» не было ни одного крупного имиджевого скандала.
– Репутация зарабатывается тяжело, но теряется в момент. Мы стараемся не терять. У нас все не только в законных, но и в этических рамках. Плюс мы стараемся подбирать в штат таких людей, которые работают на общую идею, а не на себя. Во многом из-за этого клуб при в общем то скромных возможностях показывает какие-то результаты, прогрессирует год от года.

– История О`Делла показательна.
– Конечно, Эрик – яркий пример нашей философии. Я всегда пытаюсь убедить игроков и их семьи простыми мыслями: вы живете здесь и сейчас, если хорошо семье – это самое главное, делайте так, как хорошо вашей семье, лишние условные пять миллионов, которые вам может предложить другой клуб, счастья не принесут.

Так и получилось с O`Деллом и его семьей. Они приехали, прожили два-три месяца, ему и его семье все понравилось и Эрик попросил контракт еще на два года, сказал, что хочет остаться. Мы сделали ему предложение, он практически не думал о деньгах, мы быстро договорились. Семья счастлива – и он доволен, всегда в настроении. Все это принесло результат и нам, и ему.

– Наверняка, у вас были и трансферные промахи?
– Конечно, были. С иностранцами. Есть такое представление: чтобы подписать качественного иностранца, его надо смотреть, «вести». Это, на мой взгляд, преувеличение. Много кто может смотреть игрока, вживую, на видео, но это ничего не гарантирует, не гарантирует успешной адаптации – ни в стране, ни в команде, ни в лиге.

Но что мы можем сделать – собрать максимально объективную информацию об игроке со всех сторон, поговорить с людьми, посмотреть, с кем и когда он пересекался в своей жизни и карьере. Можно промахнуться и здесь: один швед с семьей адаптируется, а другой – нет, загрустил, и до причин не докопаться. Но при таком подходе шансы на точные попадания увеличиваются.

В подборе иностранцев то, что происходит на льду, что смотрят скауты – это, я считаю, 20 процентов работы. Здесь все открыто и видно. Все остальное – сбор информации, которая не на поверхности. Если этого не делать, то высок риск получить непредсказуемых персонажей.

– Модели работы и структуры управления каких клубов КХЛ вам нравятся и почему?
– Здесь нет единого подхода.. Все зависит от того, какие деньги тратятся на клуб, какие источники финансирования, сколько у клуба акционеров, кураторов, насколько они этим живут и насколько их участие в работе клуба целесообразно. У нас структура сложена, все достаточно просто и управлением занимается всего несколько человек по своим направлениям. И мы, конечно, строго подотчетны ОАО «РЖД» – у них давно сложившаяся система проверок своих спортивных проектов. Для нас это вполне оправданно. В каких-то клубах, безусловно, есть представительные советы директоров, попечительские советы – выстроены разные структуры. И это тоже оправданно в их обстоятельствах. В каких-то клубах, наоборот, могут быть избыточные управленческие структуры

Основа модели работы для нашего клуба – оперативность принятия решений. Для среднего клуба – это существенное преимущество во всем. Мы не можем выигрывать по деньгам, мы должны придумывать свои нестандартные решения, принимать их быстро. Например, оперативно действовать, чтобы подписать игрока. У нас иногда получается.

– Какой вы хотите видеть организацию, например, через пять лет?
– Одним из лучших образовательных хоккейных центров России, с полноценной школой и общеобразовательной составляющей. В Сочи все для этого есть. Если мы будем работать честно, на одну общую задачу – у нас будут и высокие результаты в КХЛ, и успехи в других областях.

– Вы много говорите про образовательную идеологию «Сочи». А что насчет результатов в КХЛ?
– Безусловно, они тоже очень важны. Мы в клубе едины в одном – всё и все оцениваются по плей-офф. И менеджер, и игрок, и тренер. В первых сезонах клуба было несколько иначе. Любой плей-офф обожаю за то, что в таких играх сразу видно, кто есть кто: кто боец, а кто уже наигрался в регулярном чемпионате.

Поэтому у нас всегда задача – прогрессировать в плей-офф. Задачи должны быть амбициозными, но реалистичными. Не реалистичные – демотивируют, я считаю. Если раньше мы рассчитывали просто подойти к плей-офф в конкурентноспособном состоянии, то сейчас мы созрели для более серьезной истории.

СПОНСОРЫ И ПАРТНЕРЫ ХОККЕЙНОГО КЛУБА «СОЧИ» В СЕЗОНЕ 2023/2024